Насыщенная жизнь гения — в двухчасовом фильме, да еще с рэп-батлами и музыкальными вставками. «Пророка» ругают за скомканный, малосодержательный сюжет: уж Пушкин-то достоин масштабного и глубокого кино! Многим в картине не хватило важных фактов биографии поэта, исторического контекста и ключевых в его судьбе персонажей — таких как няня Арина Родионовна, например.
По мнению критиков, стоило подробнее показать восстание декабристов, ведь Пушкин сам не оказался на Дворцовой площади только потому, что был в ссылке. Не все оценили и то, что герои XIX века говорят на современном языке, дворянки носят чересчур откровенные наряды, отчего будуар графини Елизаветы Голицыной (Аня Чиповская) напоминает комнату в борделе, а великосветские приемы — то булгаковский бал сатаны, то цирк-шапито. Действие «Пророка» происходит словно внутри компьютерной игры — причем с историческими ляпами (в одном из эпизодов, например, виден Исаакиевский собор, который в то время еще не достроили).
Позиция защитников: не нужно придираться к фактическим ошибкам. Создатели мюзикла, где поэт устраивает рэп-батл с графом Бенкендорфом в чекистской кожанке (Сергей Гилев), явно не претендовали на историческую достоверность. «Пророк» — это картина-метафора, местами гротескная.
Режиссер Феликс Умаров «сковырнул мрамор» и представил зрителям живого Пушкина: панк-рокера тех времен, «своего пацана», которого наверняка поймут и полюбят тинейджеры. Кстати, после выхода фильма резко выросли продажи книг о поэте и его произведений.
Используя настолько экстравагантную обертку, режиссер в целом не отступает от канонического, знакомого нам со школы образа — гения, страдающего от своего дара, бунтаря-занозы, без конца раздражающего государя революционными стихами и едкими эпиграммами, преданного друга, но и повесы, картежника, ревнивца, пьяницы.
Конечно, у каждого из нас «свой Пушкин», свои предпочтения даже в его иконографии. Но Пушкин Юры Борисова чрезвычайно убедителен. И дело не во внешнем сходстве. Вокруг него вращается весь грандиозный мир, в котором — не вполне реальные обстоятельства и персонажи. В то же время это ошеломляющая, искренняя история гения, не вполне понятого при жизни — «не только равнодушными к нему людьми, но и его друзьями», как писал Петр Вяземский.